Способ совершения преступления может быть определен как комплекс взаимосвязанных действий преступников по подготовке, совершению, сокрытию краж автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами, детерминированный условиями внешней среды и их личностными свойствами, связанный с использованием орудий и средств, условий места и времени, объединенных единым преступным замыслом.
Способы подготовки к совершению краж организованными преступными группами автотранспортных средств охватывают перечень подготовительных мероприятий, направленных на устранение препятствий для выполнения задуманного и приготовление различных технических средств, инструментов для облегчения совершения кражи и последующего сокрытия преступления, подыскивание автомобиля (по марке, цвету, году выпуска и т.д.). По времени такие мероприятия могут занимать от нескольких дней до нескольких недель, в зависимости от характеристик предмета преступного посягательства, условий его охраны, сложности охранного комплекса и т.п.
Способы проникновения в транспортное средство различаются в зависимости от квалификации преступника. Для действий организованных групп наиболее характерны способы, не наносящие существенного вреда автомобилю. Это связано с тем, что при взломе товарный вид будет потерян, а восстановление его требует дополнительных расходов.
На выбор способа проникновения в транспортное средство влияет множество факторов. Защищенность транспортного средства напрямую зависит от его стоимости на рынке. Так, автомобили Премиум сегмента имеют большие охранные возможности, нежели автомобили бюджетной категории. В некоторых случаях выбор охранных комплексов осуществляется владельцем исходя из своих финансовых возможностей, а также от различных субъективных факторов касающихся защиты автомобиля от угона или кражи. Практически все сходящие с конвейера автомобили снабжены штатными охранными системами в виде иммобилайзеров, которые вполне справляется со своей функцией, но только лишь в тех случаях, когда происходит посягательство на транспортное средство лицами, которые не имеют профессиональной квалификации связанной с преодолением штатных охранных систем.
Выбор способа преодоления противоугонных устройств, установленных на транспортном средстве, зависит от степени преступной квалификации лиц, которые участвуют в совершении преступления. Механические устройства (замки, фиксаторы и т.п.) легко поддаются воздействию инструментов, отмычек и различных приспособлений, чего нельзя сказать об электронных средствах сигнализации. Как свидетельствует изученная нами практика расследования дел данной категории, наличие противоугонного механического устройства и новейшей противоугонной системы не всегда служит препятствием для преступников. Обратимся к наиболее распространенным способам, используемым преступниками для преодоления электронных преград на автомобилях.
Условно разделим способы проникновения в салон автомобиля на электронные и механические. Первое, что находится на пути у преступника, это дверь. Двери могут быть блокированы электронными замками (бесключевой доступ) и механическими (доступ с помощью ключа).
Для полного понимания конструкций замков, используемых в автомобилестроении необходимо уяснить, что встроенный в замок автомобильный актуатор (привод) всегда выполнен по одной схеме, и на стойкость к взлому его устройство не влияет. Сразу отметим, что в двери авто устанавливаются замки двух типов – штифтовые и рамочные. Оценка их уязвимости основана на методах взлома, которые, в свою очередь, связаны с внутренним устройством цилиндра.
К механическим способам, при которых происходит воздействие на механизм замка с полным или частичным разрушением механизма замка относятся:
- в цилиндр замка вставляется заготовка, по профилю схожая со штатным ключом, так называемые «свертыш» или «заноза», которые изготовлены из твердой и каленой стали или титана. В связи с тем, что материалы цилиндра замка изготовлены из мягких сортов металла (латунь, медь, силумин и т.п.) «свертыш) ломает штатные пины и замок открывается.
- в цилиндр замка вкручивается, с помощью аккумуляторной дрели само-рез и затем с помощью «выдры» или «экстрактора» вытаскивается целиком личинка замка со всем содержимым.
Для извлечения могут применяться и обычные гвоздодеры. После этого замок можно открыть обычной отверткой с прямым шлицем.
К механическим способам, при которых происходит воздействие на механизм замка с сохранением целостности механизма замка относятся:
- применения метода «Бампинг». Бампинг (англ. bump — удар, толчок, столкновение) — метод вскрытия замков, основанный на передаче кинетической энергии штифтам вследствие ударов по специально выточенному ключу. Штифты хаотически подбрасываются, и, повернув бампинг-ключ в нужный момент, можно открыть замок. Такой метод взлома не оставляет видимых следов и работает на тумблерно-штифтовых системах и замках с вертикальной фрезеровкой секрета.
Нередко злоумышленниками для вскрытия замков применяются отмычки.
Использование декодера или Turbo-декодера, который позволяет без повреждений открыть штатный замок автомобиля, на котором находятся подвижные элементы, которые подстраиваются под конфигурацию любого замка, выстраиваются в нужной последовательности повторяя полностью профиль ключа.
Проникновение в автомобиль с помощью так называемого удлинителя штатного ключа («удочки»). Автовладелец закрывает и ставит в штатную охрану автомобиль при помощи нажатия на сенсор ручки водительской двери и уходит по своим делам, например в торговый центр. К автовладельцу присоединяется соучастник преступления с модулем ретрансляции сигнала штатной метки-транспондера, находящейся у владельца. Метка транспондер – это небольшое устройство, состоящее из приемника и передатчика кодированного сигнала, который не распознается другими устройствами. В пассивном режиме метка только принимает сигнал, а в активном – передает его. В активный режим она переходит автоматически, как только на нее поступает сигнал с головного блока, тогда она в ответ отправляет такой же сигнал. В результате этого обмена происходит разблокировка системы. Передатчик метки настроен таким образом, чтобы его сигнал распространялся в определенном радиусе, например, до пяти метров.
Находясь рядом с хозяином автомобиля, автоугонщик активирует ретранслятор и, считывая информацию с метки, передает ее на приемное устройство второму соучастнику, находящемуся рядом с автомобилем. Репитер организует канал связи между автомобилем и соучастником в торговом центре, отправляет по этому каналу запрос о поиске родного ключа, находя верный сигнал переданный ретранслятором система охраны распознает его как свой и деблокирует противоугонную систему. Поскольку, для запуска двигателя ключа при наличии бесключевого доступа не предусмотрен, угонщик запускает двигатель с кнопки запуска используя так называемую «заводилку».
По такой же схеме совершаются хищения АТС в случае нахождения человека дома, поскольку метка с брелоком сигнализации хранятся, как правило, в прихожей, то преступники, обычно, в ночное время совершают данные преступления, используя металлизированные экраны для лучшего сканирования сигнала с метки.
Следует ожидать дальнейшего роста количества совершаемых краж авто-транспортных средств, поскольку чёрный рынок электронных устройств, предназначенных для совершения преступлений достаточно большой, предложений по реализации и приобретению электронных средств, становится всё больше, а стоимость их снижается. Если еще 3-4 года назад стоимость оборудования, предназначенного для завладения транспортным средством, варьировалась в районе 400 тыс. рублей, то сейчас стоимость снизилась до 150 тыс. рублей. И это не может не вызывать озабоченность, поскольку доступность технических средств, напрямую влияет на использование в процессе совершения преступлений.
Еще нередки случаи завладения автомобилями с помощью кодграбберов. Кодграббер - это электронное устройство зачастую стилизованное под брелок сигнализации, которое предназначено для вскрытия автомобилей в обход штатной сигнализации. Преступники, используя кодграбберы перехватывают сигнал посылаемый из брелока установленной сигнализации на автомобиле, а устройство запоминает посланный сигнал и сохраняет его в своей памяти. Далее злоумышленник используя кодграббер открывает автомобиль, проникает в салон, затем используя специальное электронное устройство именуемое «заводилкой» через диагностический разъем OBD II «прописывает» новый ключ в охранной сигнализации или с помощью специального проворота именуемого «занозой» заводит двигатель автомобиля и на нем покидает место совершения преступления. По времени данные манипуляции занимают от нескольких секунд до нескольких минут.
Зачастую преступники используют подменный блок управления двигателем в обход штатного иммобилайзера.
Чаще всего данные блоки применяются без дополнительных жгутов проводов, но на некоторые автомобили угонщики используют «Паука», это полностью продублированная штатная проводка, используя ее угонщики обходят все блокировки двигателя находящиеся внутри штатной проводки.
Кодграбберы также широко применяются преступниками для совершения краж из автомобилей, находящихся на неохраняемых стоянках и парковках.(Фото 8).
Зачастую указанные способы проникновения в автомобиль могут осуществляться в комплексе: электронные способы с механическими. Например, для проникновения в салон автомобиля, который по какой либо причине не установлен на охранную сигнализацию, а также в тех случаях, когда злоумышленники не дали возможность установить в режим охраны установленную сигнализацию используя подавление частоты, либо используют GSM «глушилки» преступники используют различные механические приспособления для взлома замка.
Нередко, для проникновения внутрь автомобиля преступники делают отверстие в определенном месте кузова для того, чтобы подобраться к жгуту с CAN-шиной и отключить сигнализацию.
Также к данной CAN-шине можно подключиться через лючок бензобака, отодвинув резиновый уплотнитель горловины.
Как показывает анализ практики, иногда преступники совершают кражу дубликата брелока с кодом сигнализации либо узнают код через своих посредников, устанавливающих аппаратуру в автосервисе, а также во время случайного кратковременного ремонта.
Определение членами следственно-оперативной группы способа проникновения преступников в автомобиль при осмотре места происшествия и допросе потерпевших и свидетелей способствует более полному сбору доказательственной информации.
При выборе способа совершения кражи автомашины преступные группы продумывают действия каждого из соучастников по транспортировке автомобиля с места совершения преступления.
Наиболее характерными являются:
- транспортировка своим ходом;
- буксировка с помощью другого автомобиля либо откат на небольшое расстояние, где и осуществляется запуск двигателя;
- использование автовоза (эвакуатора).
Следующим элементом полноструктурного способа совершения краж автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами, является способ сокрытия преступления. Способы сокрытия, используемые членами организованных преступных групп, в значительной степени зависят от того, с какой целью было похищено транспортное средство. Анализ практики показывает, что автомобили похищаются, в основном, с целью продажи - 76,6% (в том числе на «заказ» для конкретного лица - 8,3% случаев), затем в целях разукомплектования и продажи по частям - 17,6%, для совершения другого преступления - 2,8, в иных целях - 3,0% случаев.
Место, где укрывают похищенное транспортное средство, чаще всего за-висит от перечисленных выше целевых установок совершения преступления. Так, с целью продажи, разукомплектования автотранспорта места «отстоя» оборудуются более тщательно, поскольку предполагается неоднократное появление членов преступной группы рядом с местом нахождения похищенного транспортного средства. В других случаях место «отстоя» создается, как правило, для предотвращения случайного его обнаружения правоохранительными органами и не отвечает условиям скрытности (переулок, ведущий в тупик; расположение автомобиля у подъезда здания, где находятся другие автомобили, парковки у крупных торговых центрах и т.п.).
После того, как преступники получают возможность пользоваться авто-транспортным средством, его перегоняют в место, так называемого «отстоя», где оно может пребывать от нескольких дней до нескольких недель. Место «отстоя» члены преступных групп готовят заранее с целью затруднения его обнаружения. По данным нашего исследования, местами «отстоя» были: личный либо арендуемый гараж - 46,2%; укрытие автотранспортного средства в «глухих местах», куда доступ посторонних лиц ограничен (автостоянки, закрытые территории различных организаций и учреждений, заброшенные предприятия, отдельные участки окружных дорог и т.п.) - 30,8; дворы частных домов - 15,4; лесные массивы - 7,6%.
Для «отстоя» похищенного автомобиля преступники используют, как правило, территории, которые находятся на небольшом отдалении от места завладения автотранспортным средством. Как показывает практика, в 84,6% случаев место «отстоя» находилось в том же районе, где была совершена кража, в остальных случаях (15,4%) автотранспортное средство перемещалось в соседний район или сразу сбывалось перекупщикам.
Таким образом, классификация способов совершения краж автотранспортных средств, используемых организованными преступными группами, включает в понятие способа совершения преступления способы подготовки, непосредственного проникновения к месту стоянки автотранспортного средства и внутрь его, а также действия преступников, по транспортировке похищенного и сокрытию преступления. Знание факторов, влияющих на их выбор, имеют большое значение для разработки методики расследования данного вида преступлений.
|