Приветствую Вас, Гость

О проблемах связанных с кражами и угонами автотранспортных средств и о возможных путях их решения

 

 

О проблемах связанных с кражами и угонами автотранспортных средств и о возможных путях их решения.

В системе МВД России проводится комплексное исследование проблем, связанных с кражами и неправомерными завладениями (угонами) автотранспорта. Статистика преступлений связанных с преступными посягательствами на автотранспорт неуклонно меняется в сторону роста. Правоохранительными органами ведется определенная работа по предупреждению, раскрытию и расследованию данных видов преступлений. Вместе с тем, раскрываемость данных преступлений остается, мягко говоря, на недостаточном уровне . 
Одной из разновидностей незаконной деятельности являются кражи автотранспортных средств, причем доля их совершения организованными преступными группами доходит до 60% от общего числа краж.
Стоимость автотранспортных средств достаточно высока, поэтому их кражи наносят огромный материальный ущерб и моральный вред владельцам. 
В среднем по России раскрываемость данного вида преступлений находится в пределах 10-15%, заниматься данным видом преступной деятельности стало, если данный термин здесь применим – экономически выгодно и целесообразно. Иными словами страх преступника перед возможным наказанием меньше, чем ожидаемая прибыль от совершения данных преступлений. Например, угонщику ставится заказчиком задача – угнать автомобиль конкретной марки и привезти его в конкретное место. Преступнику необходимо проникнуть в автомобиль, завести двигатель, преодолев противоугонную систему, и довести автомобиль из пункта А в пункт Б и передать его заказчику. В зависимости от квалификации и навыков преступника для выполнения этой задачи ему потребуется от нескольких минут до пары часов. Предположим, цена «заказанного» автомобиля около 100.000 долларов. За свою «работу» угонщик получает от 10 до 20%. Несложно подсчитать, что это минимум 10 тысяч долларов. В рублях это более 400 тыс. рублей. При заработной плате в среднем по России около 15 тыс. рублей получается, что за несколько часов преступник «заработал» минимум 2-х годовую зарплату среднего россиянина. Отметим, что ответственность за совершение преступления, предусмотренного ч.2 ст. 158 УК РФ п. «г» т.е. кража, тайное хищение имущества совершенная с причинением значительного ущерба гражданину: 
– наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.
В этой цепочке еще много кто присутствует: перегонщики, специалисты по подделке документов, специалисты по изменению номеров в узлах и агрегатах ТС, автомеханики, специалисты в области электроники, сбытчики (продавцы), и т.п. и все они не сидят без «работы». 
Сложившаяся ситуация требует кардинального изменения, поскольку влияет коренным образом в целом на доверие к государству со стороны граждан и на уровень легитимности правоохранительных органов в целом. 
В СМИ, в открытых internet источниках есть достаточно информации, направленной на предупреждение данных преступлений и принятие мер к сохранности своего движимого имущества. Вместе с тем, гипотетически предположим, что абсолютно все владельцы автотранспортных средств, используя предлагаемые рекомендации по предотвращению краж и угонов ТС стали их претворять в жизнь, что уже само по себе утопично, то в этом случае преступники будут искать иные пути для достижения своих целей. К слову сказать, выбор преступником конкретного способа совершения преступления зависит от его целей. Если хозяин дорогой и престижной машины хорошо позаботился о сохранности автомобиля в свое отсутствие, то преступник выберет способ, связанный с присутствием владельца а именно: грабеж, разбойное нападение, иногда сопряженное с убийством. Изменения, предлагаемые сенаторами Евгением Трофимовым и Владимиром Федоровым в ст.166 УК, предусматривающие отмену альтернативных видов наказаний за угон, вероятнее всего сделают данную норму «мертвой», поскольку преступники тоже в курсе вносимых изменений в законодательство и при задержании будут утверждать, что у них был умысел именно на кражу ТС, а не на его угон. В ст. 158 УК РФ предусмотрены альтернативные виды наказаний, которые и будут применяться далее, и не решат в целом проблему краж и угонов ТС. К тому же, все чаще угонщики привлекают для перегона похищенного ТС лиц, не достигших 14 летнего возраста. Представляется, что во «взрослую» преступность, характерную чаще всего для организованных преступных групп, будет втянуто большое число детей, а учитывая высокий рост беспризорности за последнее время, проблем с пополнением не будет. Таким образом, нельзя ужесточать наказание по отдельному виду преступлений до бесконечности, поскольку совершение преступных посягательств на ТС будет иметь еще большую степень общественной опасности, что повлечет за собой возникновение новых проблем. 
В данной статье речь пойдет не о том, что надо делать, чтобы уберечь свой автомобиль от преступных посягательств, а о том, как повлиять на сложившуюся ситуацию в целом. 
В январе 2009 года были изменены правила регистрации автотранспортных средств . До введения в действие данного Приказа в прессе шли рассуждения о том, что необходимо изменить порядок регистрации в части снятия и постановки ТС на учет. Предполагалось, что изменение собственника ТС не повлечет изменение государственного регистрационного знака, т.е. фактически автомобиль не снимался бы с учета, а менялся бы только собственник ТС. Новый приказ оставил без изменений прежний порядок регистрации ТС, т.е. регистрацию нового собственника со снятием с учета ТС и постановка его на учет новым владельцем. Но вот здесь и кроется одна из проблем, которая косвенным образом влияет на «преступную привлекательность» ТС для угонщиков. Поясним на примере, схема классическая: похищается автомобиль, перегоняется в гараж (СТО, мастерскую и т.п.), далее специалисты вносят изменения в номера агрегатов и кузова ТС, под эти номера изготавливаются поддельные документы. Могут использоваться и реальные документы, если авто похищается на «заказ». Потом, эта автомашина перегоняется на авторынок и продается. Ее покупает законопослушный гражданин, платит деньги за авто, которое ему еще не принадлежит юридически. Далее, «счастливый покупатель» едет на регистрацию ТС, покупает страховой полис ОСАГО и вот здесь выясняется, что номера агрегатов (документы) подделка. Продавец с деньгами исчез в неизвестном направлении. Возникает резонный вопрос, ведь подделка может быть выявлена уже на этапе покупки? Тогда встречный вопрос – кем выявлена, покупателем? Обнаружение признаков подделки документов и внесенных изменений в номера агрегатов и кузова ТС может быть выполнено только специалистами, обладающими специальными знаниями в этих областях. 
Для обнаружения признаков подделки в документах проводится технико-криминалистическая экспертиза документов, а для обнаружения признаков внесенных изменений в номера кузова (двигателя) транспортно-трасологическая экспертиза и все это с применением сложных и дорогостоящих технико-криминалистических средств. Возникает вопрос – сможет ли это все сделать обычный покупатель на авторынке? Представляется, что ответ очевиден. Хотя существуют различные рекомендации о том, что нужно знать, покупая автомашину. В прессе, internet изданиях достаточно много статей на тему как не попасть в такую ситуацию, что нужно знать и на что обратить внимание при покупке автомобиля. По нашему мнению, обычный гражданин и не обязан этого знать. Более того, в некоторых случаях эксперты, обладающие специальными знаниями в этой области, имеющие в своем распоряжении технико-криминалистические средства для обнаружения признаков изменения маркировки двигателя (кузова), затрудняются ответить на вопросы подлинности первоначального маркировочного обозначения или подлинности документов. На наш взгляд, именно государство должно стоять на страже личных интересов своих граждан, в том числе и вопросах легального приобретения собственности, кстати сказать, не дешевой. Таким образом, снимая ТС с учета, государство в лице ДОБДД, снимает также с себя часть ответственности перед всеми возможными действиями с данным автомобилем и возможными последствиями. Вместо государственного регистрационного знака владельцу выдается транзитный номер с определенным сроком действия. Поскольку автомобиль становится фактически «ничей», то и это обстоятельство также привлекает преступников. 
Приказ МВД РФ от 24 ноября 2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» в. п. 3 прямо указывается на то, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства:
- при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Можно конечно попытаться обжаловать действия ГИБДД в связи с тем, что отказано в регистрации ТС, но 5 октября 2005 г. Верховный Суд РФ принял решение, которым фактически признал, что действия ГИБДД, отказывающей в регистрации транспортных средств с изменёнными номерными агрегатами, являются законными и обоснованными. В итоге, гражданин остается один на один со своей проблемой. 
Не для кого не секрет, что уровень преступности и коррупции в деятельности ДОБДД находится на высоком уровне. Одна сторона медали известна многим автолюбителям, когда на дорогах сотрудники ГИБДД берут взятки, другая сторона латентная т.е. скрытая от посторонних глаз преступная деятельность сотрудников, которые используя свое служебное положение осуществляют незаконную деятельность направленную на осуществление регистрационных действий с ТС имеющими признаки подделки в документах и маркировочных обозначений в узлах и агрегатах ТС. 
Например, суд Советского района г. Владивостока приговорил заместителя начальника управления ГИБДД УВД по Приморскому краю Василия Головчака, обвинявшегося в злоупотреблении и превышении должностных полномочий, к 3 годам лишения свободы условно. Как установил суд, В. Головчак в интересах предпринимателей, занимавшихся ввозом из Японии автомобильных запасных частей, сборкой автомобилей и последующей их реализацией, явно выходя за пределы своих должностных полномочий, незаконно регистрировал эти автомобили. 
Так, в частности, он зарегистрировал собранную из запасных частей автомашину Nissan Terrano в отсутствие собственника и без фактического осмотра транспортного средства, находившегося в это время в г. Петропавловске-Камчатском. Также он незаконно зарегистрировал Nissan Safari, собранную из запасных частей, ввезенных из Японии. В. Головчак также выдал предпринимателю паспорт транспортного средства взамен утраченного поддельного паспорта. 
Начальник отдела технического надзора управления ГИБДД по Забайкальскому краю Николай Михайлов подозревается в незаконной регистрации автотранспортных средств. Как сообщила «Чита.Ру» со ссылкой на следственное управление следственного комитета при прокуратуре РФ по Забайкальскому краю, если вина Михайлова будет доказана, ему грозит максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет, либо штраф до 80 тыс. рублей. Кроме этого Михайлова могут лишить права занимать определенные должности на срок до пяти лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев .
Этот список может быть продолжен. Иными словами, чем меньше регистрационных действий производится с автотранспортным средством, тем меньше поводов для злоупотреблений должностными лицами. 
Регистрационные действия с автомобилем могут выглядеть следующим образом. Новый автомобиль приобретается легально у автодилера, в автосалоне, магазине и т.п. то есть там где его подлинность не вызывает сомнений и уже зарегистрированный на физическое или юридическое лицо в ГИБДД. У продавца должны быть официальные документы на право заниматься данной деятельностью со всеми вытекающими юридическими последствиями. С регистрационного учета автомобиль должен быть снят только перед отправкой его на утилизацию. В случае приобретения автомобиля у частных лиц, новый собственник, обязательно в присутствии прежнего владельца вписывается в паспорт транспортного средства и оформляется договор купли-продажи ТС. Прежний собственник необходим для того, чтобы были сняты все вопросы по документам и по номерам кузова и агрегатов ТС. Для решения проблемы участия в регистрации прежнего владельца необходимо внести изменения п. 24. Приказа МВД РФ 1001, в котором говорится, что транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспортах гражданина Российской Федерации или в свидетельствах о регистрации по месту жительства собственников, выдаваемых органами регистрационного учета. Такой порядок позволит вывести проблемы с постановкой на учет машин с перебитыми номерами и поддельными документами из уголовно-правовых отношений в гражданско-правовые. Это позволит также решить вопросы другого характера, но не менее важные. Автомобиль был приобретен владельцем на законных основаниях, лет 20 назад поставлен на учет, но при снятии его с учета сегодня было установлено, что номера на кузове подверглись изменению, т.е. владелец ездил на ТС с перебитыми номерами и не знал об этом. Новейшие достижения в области применения технико-криминалистических средств позволили выявить изменения, хотя 20 лет назад это выявлено не было. В данной ситуации также не должно быть вопросов к новому владельцу. В УК РФ есть статья 326 предусматривающая уголовную ответственность за подделку или уничтожение идентификационного номера ТС, однако на практике данная норма практически не применяется и раскрываемость данного преступления находится на очень низком уровне. 
Парадокс заключается в том, что привлечь по статье 326 УК РФ практически некого, только умалишенный человек пойдет регистрировать ТС с измененными номерами, заведомо зная об этом. Настоящий виновник перебил номера, продал машину и получил за это деньги. У него проблем нет, они начнутся у нового владельца. 
Такое промежуточное понятие как «Транзит» может использоваться лишь в исключительных случаях, например, в случае перевозки ТС за пределы России, с последующей регистрацией по месту дальнейшего пребывания. Срок действия транзитного номера должен быть фиксированным, т.е. достаточным для совершения регистрационных действий. Практика продления сроков действия транзитного номера свидетельствует, что некоторые автовладельцы ездят годами на автомобиле без регистрации, а иногда и просто на просроченных транзитных номерах . 
Может возникнуть резонный вопрос – какое значение имеет государственный регистрационный знак на автомобиле, ведь можно подделать и его? Во-первых, езда без государственного регистрационного знака запрещена, и он тоже является идентификационным. Во-вторых, регистрационный знак крепится на внешней стороне кузова автомобиля, т.е. он хорошо виден. Отсюда следует, что все сведения об автомобиле и его владельце можно легко проверить через базу данных как инициативно инспектором, так и с помощью автоматических систем распознавания регистрационных знаков. Подделка данных знаков также затруднена, поскольку их производство является прерогативой государства и они имеют определенные степени защиты. Случаи использования поддельных номеров для сокрытия преступлений связанных с кражами автотранспорта нами не зафиксированы. Нет для преступника, никакой необходимости подделывать номерные знаки, поскольку главная задача его не ездить на похищенном ТС, а продать его и получить деньги.
В том случае, если преступник будет знать, что у него возникнут сложности легальной реализации ворованного автомобиля, то по нашему мнению, экономическая «привлекательность» будет снижена и соответственно уровень преступности в данной сфере тоже пойдет на убыль. Могут возразить, что преступники похищают автомобили еще и на реализацию по запчастям. Процент таких краж невелик. Результаты нашего исследования показывают, что автомобили похищаются с целью продажи – 76,6% случаев (в том числе на «заказ» в – 8,3% случаев), с целью разукомплектования и продажи по частям всего в 17,6% случаев. Вместе с тем, внесение изменений в номера агрегатов и кузова характерно для 46,9% от общего числа краж .
В России обязанность сохранности своего движимого имущества возложена на плечи автовладельцев, поскольку в большинстве цивилизованных стран действует система обязательного страхования транспортных средств от кражи и угона. В России данный вид страхования является добровольным. Думается, что предложение ввести обязательное государственное страхование ТС по примеру ОСАГО, на сегодняшний день ничего, кроме раздражения автовладельцев не вызовет. Опыт применения на практике того же Закона об ОСАГО у многих автолюбителей весьма негативный в силу различных причин.
Следующее направление, международное сотрудничество в данной сфере. Как это не парадоксально, Россия продолжает находиться за «железным занавесом» от всего мира в этой сфере. Наша страна, к сожалению, превратилась в огромную «черную дыру» для всего остального мира, куда везут ворованные в Европе (и не только) машины. У нас почти нет международно-правовых соглашений со странами Европы, СНГ, стран Балтии в которых бы четко было прописан механизм взаимодействия подразделений и служб. Нет единых баз данных учета похищенных автотранспортных средств, не говоря уже о том, что в случае обнаружения в России похищенного, например, в Германии автомобиля, он не истребуется из чужого незаконного владения, поскольку за ТС собственнику выплачена страховка. К тому же это экономически не выгодно для страховой компании, и автомобиль попросту «забывают» в России. Между тем, нового владельца признают, в лучшем случае, судом, добросовестным покупателем и он будет владеть своей «собственностью», но не сможет его поставить на учет и использовать по прямому назначению в силу уже упомянутого Приказа МВД РФ от 24 ноября 2008 г. № 1001.
О информационно-поисковых системах существующих за рубежом. В Западной Европе внедрена интегрированная телекоммуникационная система связи «INPOLSAT», которая включает создаваемые и в обязательном порядке поддерживаемые в каждой стране базы данных о: 
– зарегистрированных транспортных средствах; 
– похищенных транспортных средствах;
– транспортных средствах снятых с учета и помещенных в другие страны; 
– обнаруженных транспортных средствах; бесхозных транспортных средствах.
В перспективе планируется соединение центрального банка данных, расположенного в штаб-квартире МОДД в г. Женеве, с региональными банками данных в национальных миссиях МОДД на территории входящих в нее стран, а через миссии – с информационными центрами дорожной полиции этих стран. Последние должны иметь связь со всеми регистрационно-экзаменационными подразделениями, постами дорожной полиции на международных автомагистралях, с автопереходами и таможенными пунктами на границе с определенными государствами, страховыми компаниями.
С введением системы «INPOLSAT», в странах Европы налаживается взаимодействие между информационно – поисковыми системами правоохранительных органов отдельных государств. Взаимный доступ в системы автоматизированного учета разыскиваемых транспортных средств различных государств, по мнению зарубежных экспертов, является эффективным методом противодействия хищениям транспортных средств, носящим межгосударственный характер, и будет развиваться в дальнейшем.
Таким образом, возможные пути решения проблем связанных с преступным посягательством на автотранспорт могут выглядеть следующим образом:
1. Рассмотреть возможность отмены необходимости снятия автомобиля с регистрационного учета в связи со сменой собственника в случаях, когда прежний владелец и новый собственник проживают в пределах одного государства. «Отвязать» регистрацию ТС от места жительства нового владельца, что позволит осуществлять постановку на учет ТС по месту жительства прежнего собственника и в его присутствии. Пересмотреть возможность продажи ТС по доверенности.  
2. Обеспечить возможность быстрого и полного получения сведений по запросу граждан об интересующем автомобиле – предыдущие регистрации, данные прежних собственников, нахождение в залоге, аресте, номера узлов и агрегатов и т.п. То есть попытаться сделать историю этого ТС максимально «прозрачной» для потенциального покупателя. Как это сделано в учреждениях юстиции осуществляющих регистрацию сделок с недвижимостью, когда любой желающий может возмездно получить любые сведения о покупаемой недвижимости. Для этих целей могут быть использованы и электронные терминалы.
3. Предоставить возможность по месту приобретения автомобиля (например, рядом с территорией организованного авторынка) использовать услуги на возмездной основе специалистов-криминалистов для проведения специальных исследований для определения признаков внесения изменений в узлы и агрегаты, а также в документы (справка-счет, паспорт транспортного средства). 
4. Международное сотрудничество в борьбе с кражами автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами имеет большое значение и требует: 
– дополнительной правовой регламентации (международные договоры и соглашения);
– налаживания международных контактов для обмена информацией о похищенных автомобилях, организованных преступных группах и т.д.;
– обеспечение органов внутренних дел России, международной информационной базой, о похищенных автомобилях.
Все ввозимые ТС через государственную границу РФ для постановки на учет должны быть осмотрены не только с целью соответствия фактических данных об автомобилях с документами, но и осмотрены экспертами с целью установления признаков изменения в маркировочных данных ТС и для выявления признаков подделки документов. Для этого, при таможнях должны быть созданы специальные экспертные подразделения, которые будут заниматься только ТС. Граница, в данном случае, действительно окажется «на замке» и если преступники будут знать, что провести в Россию ТС с измененными маркировками и поддельными документами нельзя, то и проблема решится сама собой.
5. Исключить из УК РФ ст.166 предусматривающую уголовную ответственность за неправомерное завладение ТС (угон), а все посягательства, связанные с тайным хищением ТС квалифицировать как кражу, т.е. по ст. 158 УК РФ.
Приходиться констатировать, что на современном авторынке, не имеет большого значения его местонахождения (огороженная площадка, продажа через объявления, в чистом поле и т.п.), не созданы цивилизованные условия для нормальной деятельности, а следовательно ситуация в ближайшем будущем не измениться. Одно из приоритетных направлений в сфере краж и угонов автомобилей является, на наш взгляд, ликвидация экономической составляющей, присущей большинству преступлений корыстной направленности.  

 

 

 

Категория: Материалы, посвященные проблемам краж и угонов автотранспортных средств | Добавил: admin (26.08.2009)
Просмотров: 4274 | Теги: проблемы краж автотранспорта | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]