Приветствую Вас, Гость

Особенности назначения и производства некоторых видов экспертиз при расследовании краж автотранспортных средств
Особенности назначения и производства некоторых видов экспертиз при расследовании краж автотранспортных средств.

Судебная экспертиза - это процессуальное действие, проводимое в целях получения заключения по вопросам, имеющим доказательственное значение по делу .
Анализ практики назначения экспертиз по делам о кражах автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами показывает, что чаще всего назначаются следующие экспертизы: технико-криминалистического исследования документов - 78,4%; трасологические - 37,8; комплексные (например, трасологические и судебная экспертиза восстановления уничтоженных маркировочных изделий) - 71,2; автотехнические - 56,3; дактилоскопические - 43,2% случаев.
Назначались также иные экспертизы, однако их относительно невысокий процент не позволяет выявить каких-либо особенностей. В 53,4% изученных нами уголовных дел экспертиз вообще не назначалось, хотя, судя по материалам дел, требовалось их проведение.
Практика свидетельствует, что экспертизы назначаются, как правило, на последующем этапе расследования краж автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами. Следователи в большинстве случаев ограничиваются лишь традиционными вопросами о наличии и происхождении следов на различных объектах и предметах. Не ставятся вопросы о наличии признаков, указывающих на совершение преступления группой лиц, и о том, например, кто из обвиняемых в момент совершения преступления мог находиться за рулем. Следователи нередко упускают возможность на стадии подготовки к назначению той или иной экспертизы изучить экспертные возможности, вследствие чего многие вопросы перед экспертами не ставятся. Имеющиеся в юридической литературе методические рекомендации в этом направлении способствуют повышению результативности использования специальных познаний . Тактика назначения тех или иных экспертиз по делам о кражах автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами, имеет свои особенности. 
Технико-криминалистическая экспертиза документов. Объектами исследования данной экспертизы, как правило, являются водительские удостоверения, документы на автомобиль, таможенные документы, документы учета и контроля за движением автомобиля, учреждений нотариата и другие, относящиеся к регистрации сделок купли-продажи автотранспортных средств. Круг вопросов, которые решаются при проведении технико-криминалистического исследования документов, подразделяют на идентификационные, диагностические и классификационные . 
Идентификационные исследования по делам о кражах автотранспортных средств проводятся в целях установления объектов, используемых для изготовления водительских документов либо их фрагментов (пишущих машинок, множительной техники, типографской аппаратуры, печатей, штампов и т.п.); восстановления целого по частям (документа по обложке, обрывкам бумаги); определения материалов (бумаги, чернил, штемпельной краски) и исполнителей машинописного текста в документе.
Диагностические исследования могут назначаться с целью выяснения механизма изготовления документа либо его фрагментов; факта и способа изменения первоначального содержания документа (подчистки, дописки, травления); восстановления первоначального содержания документа; давности изготовления документа; источника происхождения документа или материалов, применяемых для его изготовления.
Данные исследования решают также классификационные задачи, связанные, например, с установлением типа, системы, модели пишущей машинки или множительного аппарата, качества и потребительского назначения бумаги, использующейся для изготовления того или иного документа. В зависимости от содержания возникающих вопросов по делам рассматриваемой категории выполняются, в основном, три вида судебно-технических исследований документов: исследование реквизитов документов (рукописных записей, подписей); оттисков печатных форм; материалов документов . Тактика назначения данных исследований широко освещена в литературе .
При расследовании краж автотранспортных средств для разрешения вопросов, касающихся установления группы вышеперечисленных обстоятельств, перед экспертом ставятся следующие типичные вопросы: 
- каким способом изготовлен документ или его бланк (водительское удостоверение, технический паспорт и др.);
- изготовлен ли документ или обозначения на нем с помощью представленного на исследование технического приспособления; 
- одним и тем же или разными способами изготовлены представленные на экспертизу документы (например, справки-счета);
- соблюдена ли технология типографской печати при производстве данной печатной продукции;
- не использовалась ли для изготовления представленного на исследование
документа часть другого какого-либо документа, имеющего подпись и оттиск печати;
- какое количество экземпляров документа печаталось в одну закладку; 
- не подвергался ли документ изменениям (травлению, подчистке, посредством вклейки новых листов, дописке и т.п.)
- производилась ли замена фотографии на представленном документе;
- каков способ нанесения изображения оттиска печати (штампа) на документе;
- что выполнено раньше - текст или подпись (текст или оттиск печати, штампа, оттиск печати или подпись);
- не на данном ли электрографическом аппарате, образцы которого представлены на экспертизу, отпечатан документ.
- выполнен ли представленный документ на данной пишущей машинке (принтере); 
- не изготовлен ли бланк документа и защитная сетка на нем путем дорисовки от руки, перекопировки или иным способом.
В зависимости от обнаруженных вещественных доказательств перед экспертом могут быть поставлены и иные вопросы.
Трасологическая экспертиза. Предметом такой экспертизы является установление обстоятельств происшедшего события и причастности к нему определенных лиц на основе исследования транспортных средств, их частей либо механизмов, следов рук, ног, обуви человека, орудий взлома автотранспортных средств, гаражей, различных инструментов и приспособлений, которые могли быть орудием преступления. Исследование заключается в непосредственном изучении экспертом на месте происшествия (если это возможно) всех имеющихся следов преступления. На экспертизу, как правило, представляются: транспортное средство; его части или детали (двигатель, его части, замок зажигания, осколки стекла, частицы лакокрасочного покрытия автомобиля т.п.); гипсовые и иные слепки, выполненные с помощью силиконовых наполнителей с объемных следов автомобиля; иные следовоспринимающие поверхности (замки, инструменты). К ним прилагаются фотоснимки, ориентирующие, обзорные, узловые, детальные, с изображениями повреждений транспортного средства и отдельных повреждений с использованием масштабной линейки; протокол осмотра места происшествия (транспортного средства) с подробным описанием обнаруженных следов, особенностей рисунка протектора шин, ширины, глубины следов. Панорамная фотосъемка следов протектора шин с указанием марки, страны завода-изготовителя (с использованием специальных каталогов). В качестве образцов для сравнительного исследования представляются: транспортное средство; колеса (шины); гипсовые слепки; осколки фарных и защитных стекол; отделившиеся детали и части, обнаруженные при осмотре места происшествия; частицы лакокрасочного покрытия либо детали автотранспортного средства; дактилоскопические пленки; гипсовые слепки следов обуви; образцы грунта и т.п.
Если проводилась видеозапись хода осмотра места происшествия, она также предоставляется эксперту.
Для установления обстоятельств, имеющих значение для расследования, на разрешение трасологической экспертизы может быть вынесен определенный перечень вопросов. Как показывает анализ практики, наиболее типичным является следующий перечень:
Экспертиза следов ног человека:
- является ли обнаруженный след следом обуви, изъятой у конкретного лица;
- одной и той же или разной обувью оставлены следы;
- к какому виду относится обувь, следы которой обнаружены на месте происшествия;
- в каком темпе и в каком направлении двигался человек;
- каков примерный рост, пол, вес человека, соответствие размера ноги и обуви, физические недостатки.
Экспертиза следов орудий взлома и инструментов:
- являются ли следы, представленные для исследования на различных предметах, следствием воздействия данных инструментов (отмычек, ключей, отверток и т.п.);
- к какому виду относится орудие, которым образованы следы взлома;
- исправен ли представленный на исследование замок, какие имеет дефекты, пригоден ли для запирания;
- с какой стороны взломана преграда - снаружи или изнутри помещения.
На разрешение указанной экспертизы могут выноситься дополнительные вопросы, вытекающие из сложившейся ситуации.
 Экспертиза следов транспортных средств:
- каким предметом (автотранспортным средством) оставлены представленные на исследование следы, и каков характер их происхождения, какова давность их образования;
- являются ли представленные на исследование следы следами транспортного средства, если да, то какого (марка, модель);
- в каком направлении двигалось автотранспортное средство.
Экспертиза в целях установления уничтоженных рельефных знаков проводится в связи с тем, что автотранспортные средства имеют регистрационные номера и маркировку. Поэтому исследование, связанное с установлением уничтоженных рельефных знаков, позволяет определить истинные намерения обвиняемых относительно совершения кражи автотранспортного средства:
- имелись ли на данном транспортном средстве маркировочные обозначения и иные опознавательные знаки, если да, то, какие конкретно и в каких местах они были нанесены; 
- подвергался ли какому - либо механическому изменению (уничтожению) регистрационный номер на двигателе, кузове, шасси, если да, то, каким образом была изменена (уничтожена) имевшаяся маркировка;
- обладает ли лицо, производившее изменения в номерах какими-либо профессиональными навыками, какими именно;
- не произведены ли указанные изменения с помощью инструментов и приспособлений, изъятых у подозреваемого.
Экспертиза следов наложения (микрочастиц).
По делам рассматриваемой категории наиболее часто экспертами решаются следующие вопросы:
- имеются ли на представленных для исследования предметах (одежда, чехлы, сиденья и т.п.) микрообъекты и каков источник их происхождения; 
- имеются ли на представленной одежде микрообъекты, сходные по своей структуре и источнику происхождения с микрообъектами, обнаруженными в салоне, гараже, на прилегающей территории, были ли они в контактном взаимодействии друг с другом;
- не являются ли данные микрочастицы следами такого-то вещества.
Судебно-автотехническая экспертиза. Предметом данной экспертизы, как правило, являются фактические данные (обстоятельства), связанные с установлением технического состояния транспортных средств и механизма образования отдельных повреждений или неисправностей. Объектом исследования может быть транспортное средство или его отдельные узлы (агрегаты, детали). Примерный перечень вопросов, которые обычно требуют своего разрешения:
- каково общее техническое состояние представленного автомобиля или его отдельной части;
- соответствует ли техническое состояние представленного автомобиля (узлов, агрегатов) предъявляемым требованиям безопасности движения и эксплуатации транспорта; 
- какие повреждения имеет транспортное средство, их давность и механизм образования;
- в чем заключается неисправность автомобиля или его отдельных механизмов;
- возможна ли эксплуатация данного автомобиля с имеющимися неисправностями; 
- подвергались ли конструктивному изменению кузов, салон автомобиля. В чем заключались изменения и какова давность проведенных работ;
- в исправном ли состоянии находятся замок зажигания, противоугонное устройство, вмонтированное в рулевую колонку.
По делам данной категории могут быть проведены исследования следов горюче-смазочных материалов, металлов, пластмасс и резиновых изделий, почвы и других материалов, веществ и изделий в рамках криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий.
Дактилоскопическая экспертиза. При расследовании краж автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами, наиболее часто дактилоскопическая экспертиза назначалась в результате проведенного осмотра обнаруженного автотранспортного средства. Места обнаружения следов пальцев рук, как показывает практика, находятся на автомобиле (дверных ручках; кузове; зеркалах заднего вида; стеклах; стеклах фар, подфарниках; бамперах) и внутри автомобиля (на рулевом колесе и колонке, ручках дверей, подлокотниках, пепельнице, ручках настройки аудиоаппаратуры, аудиокассетах и упаковках к ним; регулировочных рычагах кресел; замке зажигания; панели приборов, рукоятке переключения передач, ящике для перчаток, прикуривателе, стеклах, нише перед задним стеклом).
При назначении дактилоскопической экспертизы для разрешения эксперту выносится примерный перечень следующих вопросов:
- пригодны ли отпечатки пальцев (пальца, ладони), представленные на экспертное исследование, для идентификации;
- не оставлен ли след руки (пальца, ладони), обнаруженный в определенном месте, конкретным лицом (лицами);
- не являются ли отпечатки пальцев на дактилокарте, от такого-то числа, отпечатками пальцев конкретного лица;
- какой рукой (правой или левой) оставлены следы пальцев.
- какие выводы можно сделать об особенностях строения руки оставившего след на месте происшествия (отсутствие одного или нескольких пальцев, наличие мозолей, порезов, шрамов, ожогов, уродств кистей и т.д.).
Помимо этого, при назначении дактилоскопической экспертизы могут ставиться вопросы диагностического характера:
- одному или нескольким лицам принадлежат представленные на исследование отпечатки пальцев в связи с их групповой принадлежностью (по форме, размерам, взаиморасположению относительно друг друга);
- кому принадлежат отпечатки пальцев - мужчине или женщине;
- каков примерный возраст лица, оставившего отпечатки пальцев на определенном месте.
Назначение и проведение дактилоскопического исследования при расследовании краж автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами, имеет важное значение в связи с тем, что в более 50 региональных центрах и крупных городах России введена и успешно функционирует автоматизированная дактилоскопическая информационно-поисковая система «Папилон-7». Данная система позволяет с высокой точностью и надежностью идентифицировать следы пальцев и ладоней рук, обнаруженных при осмотре места происшествия, идентифицировать неопознанные трупы, устанавливать личность задержанных. Также АДИС «Папилон-7» максимально автоматизирует все технологические процессы обработки дактилоскопической информации. Система построена как модульная и позволяет поэтапно наращивать как объем базы данных (от 10-20 тысяч до 3-5 миллионов дактилокарт), так и пропускную способность. Автоматизированная дактилоскопическая информационно-поисковая система «Папилон-7» имеет следующие возможности:
- ввод и хранение в базе данных дактилокарт, фотоизображений лиц и особых примет, словесного описания людей;
- ввод и хранение в базе данных следов пальцев рук и ладонных поверхностей, изъятых с места происшествия;
- проведение автоматических поисков типов «карта-карта», «карта-след», «след-карта», «след-след»;
- проведение поисков и идентификация следов и отпечатков ладоней;
- ведение автоматизированного дактилоучета и, в частности, проведение разнообразных выборок, сортировок списка базы данных, удаление, редактирование записей и т.д.;
- автоматизированное определение дактилоформулы;
- вывод графических изображений (дактилокарты, фотоизображения, следы) на монитор и на принтер, вывод документов, списков, справок;
- обеспечение удаленного ввода дактилоскопической информации, удаленного доступа к центральной базе данных, построение распределенных систем;
- обеспечение соответствия основным требованиям по многоуровневому разграничению доступа и закрытию информации, передаваемой по каналам связи и хранящейся в базе данных;
- взаимодействие с другими видами автоматизированных учетов.
Таким образом, использование в следственной практике указанных особенностей проведения отдельных следственных действий и назначения некоторых видов экспертиз будет способствовать более полному, всестороннему и объективному расследованию краж автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами.


Категория: Материалы, посвященные проблемам краж и угонов автотранспортных средств | Добавил: medved (26.08.2009)
Просмотров: 7676 | Теги: расследование краж автотранспорта, экспертиза | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]