Приветствую Вас, Гость

Способы совершения краж АТС организованными преступными группами как один из основных элементов криминалистической характеристики
Способы совершения краж автотранспортных средств организованными преступными группами как один из основных элементов криминалистической характеристики
 
Процесс автомобилизации населения России идет стремительными темпами. Ежедневно, многочисленная армия автолюбителей, пополняется новыми и новыми членами. Вместе с тем возрастает активность различных организованных преступных структур, которые занимаются преступной деятельностью, связанной с кражами и неправомерными завладениями транспортными средствами. Если раньше, 5-6 лет назад, преступления связанные с ненасильственным посягательством на автотранспорт совершались, как правило, спонтанно, без предварительной подготовки и в основном преступниками одиночками, то сейчас ситуация в корне изменилась, увы не в благоприятную для автолюбителей сторону. Надо признать, что к такому повороту событий оказались не готовы ни правоохранительные органы, ни автовладельцы. Кражи автотранспорта совершаются хорошо подготовленными и технически оснащенными преступными группами, которые специализируются на подобном виде криминального «автобизнеса». В составе таких групп «работают» специалисты высокого класса в области электроники, автотехники, юриспруденции.
Говоря об объекте преступного посягательства, можно констатировать, что преступники предпочитают автомобили, как правило, со сроком эксплуатации до 2 лет, с небольшим пробегом, «модным» цветом и т.д. Марки и модели, интересующие угонщиков, могут варьироваться в зависимости от региона Российской федерации, где совершаются кражи. Скажем в Приморье это японские машины, такие как Lexus, Mitsubishi, Тоyота; Honda, Nissan, в Сибири и на Урале – отечественного производства (в основном ВАЗы последних моделей), в Москве, С.Петербурге - немецкие Mercedes-Benz, Audi, VW, BMW, шведские - Volvo, SAAB и т.д. 
 На необходимость детального исследования способов совершения любого преступления, краж автотранспортных средств организованными преступными группами прямо указано в законе (статья 73 УПК РФ) как на обстоятельство, устанавливаемое при доказывании события преступления. Без выявления способа совершения преступления расследование по уголовному делу будет неполным, и судебное разбирательство дела невозможным. Определение способа совершения преступления необходимо и при решении вопроса о квалификации преступного деяния. Информация о способе совершения преступления является основополагающей при установлении субъективной стороны преступления: цели, мотива и т.д. Однако для целей и задач криминалистики одного знания способа совершения преступления явно недостаточно. В каждом конкретном случае преступники выбирают свой, удобный для них способ совершения преступления. Для органов предварительного расследования представляет интерес сам процесс использования способа совершения противоправного деяния, особенно в тех случаях, когда преступление совершено группой лиц.
 При расследовании краж автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами, большое значение имеют сведения о:
 - подготовке к совершению преступления; 
 - непосредственном завладении транспортным средством; 
 - путях и способах сбыта автотранспортных средств; 
 - численном составе организованной группы;
 - роли каждого соучастника;
 - степени подготовленности и профессиональных навыках каждого соучастника.
 Нельзя забывать об оставляемых преступниками следах на месте совершения преступления, обнаружение которых не только способствует установлению истины по делу, но и является важным источником получения доказательств. Все вместе и каждое из перечисленных обстоятельств в отдельности оказывают влияние на выбор преступниками способа совершения преступления.
 С учетом специфики проведенного исследования , способ совершения преступления может быть определен как комплекс взаимосвязанных действий преступников по подготовке, совершению, сокрытию краж автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами, детерминированный условиями внешней среды и их личностными свойствами, связанный с использованием орудий и средств, условий места и времени, объединенных единым преступным замыслом.
 Прежде чем предложить классификацию способов совершения организованными преступными группами краж автотранспортных средств, отметим, что данной проблеме в криминалистической литературе уже уделялось внимание. Однако нельзя сказать о том, что на сегодняшний день удалось в полной мере отразить всё разнообразие способов, используемых при совершении краж автотранспорта.
 Как правило, говоря о способе совершения преступления, исследователи отдельно рассматривают характер поведения субъекта преступления, его преступные навыки либо возможности использования орудий и средств для совершения преступления. Но в комплексе указанной проблеме уделено недостаточно внимания. 
 Рассматривая вопрос о классификации способов совершения преступления организованной группой, необходимо выделить главные элементы всей системы. Следует помнить, что организованный характер преступной деятельности предусматривает подготовку основных направлений достижения преступного результата. Вообще способы краж автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами, представляют собой полноструктурные действия, включающие подготовку, совершение и сокрытие кражи. В целях создания методики расследования преступлений данной категории целесообразно разделить способы краж автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами, на такие составляющие: способы подготовки; способы непосредственного проникновения к месту стоянки транспортного средства (гараж, охраняемая стоянка, частный дом, двор дома и т.д.); способы проникновения в транспортное средство, в том числе преодоление охранной сигнализации; способы транспортировки транспортного средства с места завладения им; способы сокрытия (в том числе и реализации).
 Способы подготовки к совершению краж организованными преступными группами автотранспортных средств охватывают перечень подготовительных мероприятий, направленных на устранение препятствий для выполнения задуманного и приготовление различных технических средств, инструментов для облегчения совершения кражи и последующего сокрытия преступления, подыскивание автомобиля (по марке, цвету, году выпуска и т.д.). По времени такие мероприятия могут занимать от нескольких дней до нескольких месяцев, в зависимости от предмета преступного посягательства. 
 Как показывает проведенный нами анализ практики, приготовление различных технических средств и инструментов для последующего проникновения в гараж зафиксировано в 77,2% случаев из числа изученных уголовных дел; наблюдение за местами парковки, стоянки автотранспортных средств преступной группой - 69,9, изготовление поддельных документов (технических паспортов, доверенностей) - 12,4, изготовление поддельных номерных знаков либо их использование от других автотранспортных средств - в 32,5% случаев. Следует заметить, что перечисленные мероприятия используются в комплексе.
 При подготовке могут применяться специальные средства наблюдения за объектом (фото-, видеоаппаратура, мобильные средства сотовой связи, компьютерная техника, бинокли, приборы ночного видения, прослушивающие устройства). Когда преступников интересует автомашина «престижной» марки или модного цвета либо с небольшим автопробегом, могут проводиться сложные подготовительные мероприятия.
 В зависимости от целей, которые преследуют преступники, и способа предстоящей кражи подготавливаются слесарные инструменты (ножовки по металлу, дрели, кувалды), газосварочное оборудование и др. В связи с тем, что большое распространение среди автовладельцев получило использование различных противоугонных систем и электронных устройств, преступники проводят подготовительные мероприятия с целью их преодоления. Иногда с данной целью создаются специальные лаборатории, оснащенные новейшим оборудованием для преодоления противоугонных систем.
 Способы непосредственного проникновения к месту нахождения транспортного средства также многочисленны и, в основном, определяются конкретным местом и условиями хранения. Анализ практики, проведенный автором, показывает, что для проникновения, например, в гараж преступники используют следующие способы: перепиливание петель и дужек замков - 42,6% случаев; подбор ключей к замку гаража или использование отмычек - 16,7; подкоп под гараж - 11,3; срыв замка с помощью подручных предметов (лом, металлическая труба) - 10,6; срыв замка или дверей с использованием транспортного средства - 7,6; отгибание либо вырезание газосваркой части металла - 7,4; разрушение стен или перекрытия гаражей - 3,8%.
 Каждый из способов проникновения к месту нахождения транспортных средств обусловлен количественным составом участников преступной группы, причем в большинстве случаев такая группа насчитывает 2-3 человека. Если кража совершается путем подкопа под гараж, то среди участников преступной группы встречаются лица в возрасте до 20 лет, телосложение которых позволяет проникнуть в небольшое отверстие.
 Изучение уголовных дел свидетельствует, что когда анализируются способы проникновения в транспортное средство, то, помимо доказывания действий преступных групп по взлому запоров дверей, капота багажника автомашины, необходимо выяснять их возможности по преодолению противоугонных механических или электронных устройств, которыми, как правило, снабжены транспортные средства.
 Способы проникновения в транспортное средство различаются в зависимости от квалификации преступника. Для действий организованных групп наиболее характерны способы, не наносящие существенного вреда автомобилю. Это связано с тем, что при взломе товарный вид будет потерян, а восстановление его требует дополнительных расходов. Наиболее типичными способами проникновения, по данным исследования нами уголовных дел, являются: подбор ключей или использование отмычек - 42,9% случаев; свободный доступ - 28,6; отжим стекла, рычага задней двери - 14,3; удаление стекла или форточки - 7,9%. Иные способы, не относятся к типичным для преступлений рассматриваемой категории: проворот отверткой замка двери, отжим двери с помощью домкрата и т.п. - 6,3% случаев. 
 В отдельных ситуациях способ проникновения в автомобиль может быть весьма квалифицированным. Проталкивание стальной проволоки, рычага стеклоочистителя или другого аналогичного инструмента между дверью и проемом двери с целью подъема блокировочной кнопки; отгибание верхней кромки двери с помощью клина таким образом, чтобы в эту щель можно было вставить инструмент и привести в действие рычаг открывания двери; сверление или пробивание отверстия вблизи дверного замка, чтобы оказать воздействие на систему тяг и рычагов фиксатора двери и др. Введение ножовочного полотна между стеклами и щитком двери с целью создания условий для перемещения запирающей системы тяг и рычагов совершают лица, в основном, специализирующиеся на приемах проникновения в автомобиль. Они, как правило, используют специальный слесарный инструмент или предметы бытового назначения, соответственно приспосабливая их.
 Выбор способа преодоления противоугонных устройств, смонтированных на транспортном средстве, зависит от степени квалификации лиц, которые участвуют в совершении преступления. Механические устройства (замки, фиксаторы и т.п.) легко поддаются воздействию инструментов, отмычек и различных приспособлений, чего нельзя сказать об электронных средствах сигнализации. Как свидетельствует изученная нами практика расследования дел данной категории, наличие противоугонного механического устройства и новейшей противоугонной системы не всегда служит препятствием для преступников. Обратимся к наиболее распространенным способам, используемым преступниками для преодоления электронных преград на автомобилях.
 В первую очередь, это умышленное включение звуковой сигнализации путем неоднократного удара по колесу автомашины в расчете на то, что владелец отключит сигнализацию, чтобы она не мешала соседям по дому. Здесь же следует отметить несовершенство некоторых видов противоугонных систем вызывающих их автоматическое включение от случайных факторов: перепад температур, звука грома, высокого тона сигнала проезжающей автомашины и т.п. После отключения сигнализации преступники посредством механического взлома проникают в автомашину.
 Как показывает анализ практики, иногда преступники совершают кражу дубликата брелока с кодом сигнализации либо узнают код через своих посредников, устанавливающих аппаратуру в автосервисе, а также во время случайного кратковременного ремонта.
 Кроме того, преступники используют знания специалистов по электронике, например, заказывают им прибор, позволяющий на небольшом расстоянии вскрывать электронную сигнализацию, изготовленную без специальных блоков защиты.
 Определение членами следственно-оперативной группы способа проникновения преступников в автомобиль при осмотре места происшествия и допросе потерпевших и свидетелей способствует более полному сбору доказательственной информации.
 При выборе способа совершения кражи автомашины преступные группы продумывают действия каждого из соучастников по транспортировке автомобиля с места совершения преступления. Наиболее характерными, как показывает анализ практики, следует считать: присоединение проводов зажигания напрямую, т.е. разрыв основной электрической цепи, ведущей к замку зажигания автотранспортного средства, и соединение проводов зажигания между собой, без использования ключа - 57,9% случаев; подбор ключей к замку зажигания - 19,7; установка отдельных частей взамен снятых владельцем (аккумулятор, провода зажигания, крышка ротора распределителя зажигания, свечи зажигания, катушка распределителя зажигания и пр.) - 9,5; использование ключей, оставленных владельцем в замке зажигания, - 7,5; иные способы (например, буксировка с помощью другого автомобиля либо откат на небольшое расстояние, с которого и осуществляется запуск двигателя) - 5,4%.
 Следующим элементом полноструктурного способа совершения краж автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами, является способ сокрытия преступления. Способы сокрытия, используемые членами организованных преступных групп, в значительной степени зависят от того, с какой целью было похищено транспортное средство. Анализ практики показывает, что автомобили похищаются, в основном, с целью продажи - 76,6% (в том числе на «заказ» для конкретного лица - 8,3% случаев), затем в целях разукомплектования и продажи по частям - 17,6%, для совершения другого преступления - 2,8, в иных целях - 3,0% случаев.
 Место, где укрывают похищенное транспортное средство, чаще всего зависит от перечисленных выше целевых установок совершения преступления. Так, с целью продажи, разукомплектования автотранспорта места «отстоя» оборудуются более тщательно, поскольку предполагается неоднократное появление членов преступной группы рядом с местом нахождения похищенного транспортного средства. В других случаях место «отстоя» создается, как правило, для предотвращения случайного его обнаружения правоохранительными органами и не отвечает условиям скрытности (переулок, ведущий в тупик; расположение автомобиля у подъезда здания, где находятся другие автомобили и т.п.).
 После того, как преступники получают возможность пользоваться автотранспортным средством, его перегоняют в «отстой», где оно может пребывать от нескольких дней до нескольких недель. Место «отстоя» члены преступных групп готовят заранее с целью затруднения его обнаружения. По данным нашего исследования, местами «отстоя» были: личный либо арендуемый гараж - 46,2%; укрытие автотранспортного средства в «глухих местах», куда доступ посторонних лиц ограничен (автостоянки, закрытые территории различных организаций и учреждений, заброшенные предприятия, отдельные участки окружных дорог и т.п.) - 30,8; дворы частных домов - 15,4; лесные массивы - 7,6%.
 Для «отстоя» преступники используют, как правило, территории, которые находятся на небольшом отдалении от места завладения автотранспортным средством. Как показывает практика, в 84,6% случаев место «отстоя» находилось в том же районе, где была совершена кража, в остальных случаях (15,4%) автотранспортное средство перемещалось в соседний район или сразу сбывалось перекупщикам.
 Для легализации похищенного транспортного средства преступники осуществляют действия, связанные с полным (иногда - частичным) изменением самого транспортного средства или документов, дающих право на временное (постоянное) владение, распоряжение автотранспортным средством. К таким способам, по нашим наблюдениям, относятся изменения номерных маркировок на кузове, двигателе, шасси - 46,9%; смена номерных знаков - 17,6; подделки различного рода доверенностей - 14,4; технического паспорта, свидетельства о регистрации - 12,7; приемо-сдаточных документов - 7,8; справки-счета - 6,9; перекраска кузова - 6,3%.
 При сбыте автотранспортных средств преступники применяют вышеперечисленные приемы и способы, которые, как правило, используются в комплексе. Например, преступники изменяют регистрационные номера двигателя с одновременной перекраской кузова, предполагая использовать похищенное автотранспортное средство по документам другого автомобиля.
 Таким образом, классификация способов совершения краж автотранспортных средств, используемых организованными преступными группами, включает в понятие способа совершения преступления способы подготовки, непосредственного проникновения к месту стоянки автотранспортного средства и внутрь его, а также действия преступников по транспортировке похищенного и сокрытию преступления. Знание факторов, влияющих на их выбор, имеют большое значение для разработки методики расследования данного вида преступлений.

Категория: Материалы, посвященные проблемам краж и угонов автотранспортных средств | Добавил: medved (26.08.2009)
Просмотров: 4925 | Теги: способы краж автотранспорта | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]