Приветствую Вас, Гость

Некоторые особенности проведения видеосъемки в процессе предварительного расследования

Некоторые особенности проведения видеосъемки в процессе предварительного расследования

Развитие современных цифровых технологий привело к широкому, а главное доступному применению дополнительных средств фиксации (фото, видео, аудио) в процессе раскрытия и расследования преступлений. На основании изучения имеющихся в научной литературе вопросов посвященных данной проблеме, можно прийти к выводу, что методологические основы применения криминалистической фотосъемки на предварительном следствии более менее разработаны , методы проведения кино, а затем видеосъемки в юридической и специальной литературе рассмотрены подробно , однако особенностям применения современной (цифровой) видеосъемки, осуществляемой в процессуальной деятельности, уделяется незначительное внимание. При проведении отдельных следственных действий видеосъемку зачастую проводят по аналогии с приемами, разработанными и используемыми в криминалистической фотографии. Поэтому практическими работниками, использующими видеосъемку в процессе расследования преступлений, допускаются типичные ошибки. К ним можно отнести: нарушение последовательности фиксации объектов; игнорирование логической последовательности и сменяемости монтажных кадров, неправильный выбор месторасположения оператора; неучитывание местоположения солнца, других источников света, не использование штатива и т.д.; использование коротких или неоправданно длинных кадров, злоупотребление трансфокатором, неправильное использование микрофона и т.п. В настоящей статье будут даны советы практической направленности в целях наилучшего и эффективного применения средств видеофиксации в процессе расследования преступлений. 

Итак, видеосъемка осуществляемая в процессе проведения расследования, может использоваться при следственном осмотре, проверке показаний на месте, следственном эксперименте, предъявлении для опознания и при проведении ряда других следственных действий. Характер процессуальной видеосъемки направлен на фиксацию т.е. запечатление каких либо объектов, предметов, обстановки и т.п. Также видеосъемка может носить исследовательский характер. Поэтому имеющиеся приемы видеосъемки разработанные для художественных фильмов или для бытовой непрофессиональной съемки, где предполагается использование различных спецэффектов, музыки, видеоналожений, переходов и т.п., в процессе видеомонтажа, не подходят в целом для решения задач расследования. В данном случае речь идет скорее о документальном кино, поскольку съемка осуществляется в реальных условиях с реальными людьми, а не с актерами. Вместе с тем, нельзя забывать о том, что и документальный фильм также имеет свою специфику, поскольку ориентирован на некоего зрителя, которому будет интересен сам фильм. Задачи же процессуальной видеосъемки совершенно иные - необходимо добиться максимально понятного участникам уголовного судопроизводства (судье, прокурору, адвокату, свидетелям, потерпевшим, обвиняемому и т.д.) сути проведенного того или иного следственного действия, имеющего доказательственное значение. 
Хотелось бы остановиться на некоторых методологических основах видеосъемки. Кроме того, не имеет особого значения где и как проводится съемка, поскольку она должна осуществляться по определенным правилам, иными словами законы человеческого восприятия одинаковы для всех видов и способов съемки. 
Выбор масштаба изображения. Сцена состоит из переднего, среднего и дальнего планов, а в зависимости от масштаба изображения главного объекта кадра, определяемого расстоянием до него, планы делятся на детальный, крупный, половинный, средний, общий и дальний. 
Дальний план охватывает значительное пространство и содержит большое количество предметов. Он пригоден для характеристики окружающей среды, показа места событий (место происшествия и прилегающая территория). 
Общий план. Объект по высоте занимает чуть больше половины экрана. Человек или снимаемый объект изображается полностью. Общий план используется для создания общего впечатления о предмете съемки или показа группы людей во взаимодействии. Общий план хорошо подходит для съемки лица, чьи показания проверяются на фоне обстановки в интерьере или на фоне укрупненного пейзажа. 
Средний план. Три четверти объекта занимают всю высоту экрана. Человек изображается по колено, а над головой до края кадра остается небольшое расстояние. Герои и место действия хорошо видны, кроме того, есть пространство для перемещения. Средний план подходит для показа совместных действий нескольких человек, при предъявлении для опознания или при проведении следственного эксперимента.
Половинный план. Половина объекта занимает всю высоту экрана. Человек изображается по пояс. Место действия уже определено, поэтому может оставаться в кадре лишь в качестве фона, лучше нерезкого. Хорошо видны мимика и тонкие жесты человека в процессе допроса. Крупный план. Треть объекта занимает всю высоту экрана. Человек изображен от груди до макушки, становится центром внимания. 
Крупный план подходит для показа мимики, эмоций, к примеру допрашиваемого, для акцента на определенных чертах его лица (растерянность, задумчивость, страх и т.п.). 
Детальный план. Деталь объекта или малый предмет занимают всю высоту экрана. Изображается большая часть лица человека от подбородка до верхней части лба. Можно показать кисти рук, когда необходимо провести проверку показаний на месте. Детальный план используется для подчеркивания особенности объекта, для детального уточнения представления о целом. 
Композиция. При съемке надо учитывать, что на экране монитора (телевизора) теряется около 10 % высоты и ширины картинки видоискателя. Нельзя человека упирать носом в край экрана, потому что для взгляда требуется экранное место. Как перед движущимися предметами, так и перед стационарными объектами, имеющими «лицо» (например, фасад здания), также надо оставлять свободное пространство. Объект, смещенный в сторону или вглубь, надо уравновесить другим предметом по правилам рычага, учитывая уменьшение масштаба по мере увеличения расстояния. Светлые предметы выглядят более легкими и менее прочными, чем предметы тех же размеров, но окрашенные в темные цвета. Чтобы равновесие выглядело устойчивым, нижняя часть кадра должна быть более «тяжелой» (и темной). Освещенность кадра должна быть равномерной, с хорошей прорисовкой и самых светлых, и самых темных участков. В отличие от кино, видеофильм смотрят не в темном зале, а при обычном освещении, поэтому надо избегать больших площадей экрана с одинаковой яркостью. Кроме того, соседние кадры не должны резко отличаться по плотности (яркости). Для видео больше подойдет пестрая, но мягкая картинка. Повышенный контраст допустим только для кадров, придающих сцене особое настроение и длящихся относительно недолго. Как правило, источник света должен оставаться за спиной видеооператора. Более естественно выглядит кадр, в котором яркость убывает сверху вниз и слева направо, то есть источник света располагается вверху слева. Поэтому надо стремиться к ровному освещению сцены, избегая чрезмерных контрастов, особенно при съемке людей. Узко направленный солнечный свет в ясный день или свет от рефлектора дает глубокие тени и жесткий контраст даже при незначительном отклонении луча от оптической оси объектива. Дополнительная подсветка или рассеяние света от предметов окружения, облаков или специальных отражающих экранов смягчает освещение. Контровое (встречное) освещение желательно не использовать, поскольку оно подходит лишь для художественной видеосъемки. На малых расстояниях источником заполняющего света станет встроенная в камеру осветительная лампа с подходящей спектральной характеристикой. Интенсивность света выбирается такой, чтобы контраст изображения получился в пределах 2-4 ступеней экспозиции. Естественное освещение. В ясную погоду основными источниками света являются солнце и небо. Спектральный состав прямого солнечного света зависит от положения нашего светила относительно горизонта, так как атмосфера поглощает коротковолновые (сине-фиолетовые) лучи больше, чем красные.  
Съемка. Крайне редкий кадр можно целиком вставить в фильм. Зачастую приходится корректировать моменты его включения и отключения, разбивать кадр на части. Для облегчения монтажа всегда надо иметь запас по длительности кадра. Полезно выработать у себя привычку беглым взглядом осматривать весь кадр. Использование встроенного монитора вместо видоискателя облегчает эту задачу. Оперативность в видеосъемке играет не последнюю роль. 
Записывающую камеру ни в коем случае не стоит уподоблять прибору, сканирующему изображение, она должна быть неподвижной или движущейся плавно и неторопливо, даже если персонажи перемещаются за рамки кадра. До выключения записи нежелательно менять направление поворота камеры, можно лишь остановиться, иначе во время монтажа придется разделить отснятый кадр. Компактную легкую видеокамеру, в отличие от камеры плечевого исполнения, очень трудно удержать в неподвижном состоянии, и дрожание кадра становится заметным даже при незначительном наезде трансфокатора. Поможет здесь стабилизатор изображения, однако надо помнить, что использование дополнительных вспомогательных функций ухудшает качество изображения. А чтобы избежать применения штатива, для рук с камерой и всего тела можно использовать подручные опоры. Ими могут стать стол, спинка стула, забор, стена, дерево и т. п. Положение оператора должно быть устойчивым — лучше плохо сидеть, чем хорошо стоять, даже прислонившись. Стоять же надо на обеих ногах, расставленных на ширину плеч. Можно встать на одно колено. Можно снимать лежа с упором на локтях как при изготовке к стрельбе. При съемке с нижней точки видоискатель отверните вверх. Держите камеру двумя руками, локти желательно прижать к груди; корпус, голова и руки оператора вместе с видеокамерой должны образовать монолит. Можно натянуть ремешок для переноски — напряжение мышц дает большую устойчивость. Не закрывайте левой рукой встроенный микрофон! Надо научиться управлять камерой вслепую. Дышать надо неглубоко и бесшумно, а при большом наезде затаить дыхание — это будет дополнительным аргументом для сокращения длительности крупных планов. Если нужна проводка (сопровождение) объекта, перевод центра кадра или панорама, то лучше разворачиваться на ногах, слегка согнутых в коленях, а корпус, руки и камеру сделать «слитыми» воедино. Можно также прислониться к стене или дереву. Проводка объекта всегда должна быть плавной. Трансфокатором надо пользоваться оправданно: или для мотивированного наезда-отъезда, или когда нельзя подойти к объекту съемки ближе. 
Как правило, автоматическая наводка на резкость дает хорошие результаты, но в следующих случаях возможно нарушение фокусировки и потребуется ручная регулировка с отключением автоматики: недостаточная освещенность объекта или фон слишком яркий (съемка в контровом свете); объект малоконтрастный (небо, гладкая стена), слишком яркий или блестящий (дает блики); в кадре присутствуют несколько предметов на разном расстоянии от камеры или съемка ведется сквозь кусты, окно, сетку и т. п.; между камерой и объектом может внезапно попасть посторонний предмет (автомобиль, прохожий); в кадре преобладают горизонтальные линии. Записанный во время видеосъемки звук предназначен не только для передачи речи, но и для создания эффекта присутствия, то есть воспроизведения общей звуковой обстановки, на фоне которой разворачиваются действия фильма. Посторонние шумы от расположенных близко к камере источников (например, работающий двигатель автомобиля, громкое дыхание оператора или шум механизма трансфокатора), на которые не сразу обращаешь внимание, порой заглушают все остальные звуки. Надо помнить, что звуковое давление обратно пропорционально квадрату расстояния до источника. При видеозаписи для контроля качества фонограммы очень полезно использовать головные телефоны (наушники). С помощью такого простого способа можно не только легко избежать посторонних звуков и нежелательных слов, но и вовремя включить защиту от шума ветра (в меню камеры установить «ON» в строке «WIND»). Эта установка включает фильтр верхних частот, поэтому ею надо пользоваться только по необходимости и не забывать о своевременном отключении, так как установка сохраняется и после выключения видеокамеры. Выносные проводные или радиомикрофоны, подключаемые к камере, позволяют снимать даже в неблагоприятной звуковой обстановке. Направленные микрофоны больше подходят для записи речи или звука от удаленных объектов, а микрофоны с круговой диаграммой направленности — для записи общего звукового фона сцены. Хорошей альтернативой или дополнением выносным микрофонам может стать использование портативной звукозаписывающей аппаратуры. Если при съемке не обращать внимания на звучащую рядом музыку, то могут возникнуть проблемы с монтажом. Поэтому по возможности надо убавить до нуля громкость включенного телевизора, музыкального центра и т. п. В крайнем случае, когда музыка доносится из соседней квартиры или с улицы, границы кадров надо выбирать по границам записанных музыкальных фраз. Итак, подведем итоги. Во-первых, видеокамера это инструмент, позволяющий при умелом использовании решить ряд задач стоящих перед расследованием. Во-вторых, во время съемки необходимо помнить о некоторых простых правилах, а именно:
- вести съемку в определенной последовательности, в определенном темпе и без рывков;
- для исключения дрожания рук необходимо использовать штатив;
- для записи звука и речи использовать выносной (радио) микрофон;
- без особой необходимости не пользоваться трансфокатором;
- выбирать оптимальную точку съемки с учетом естественного и искусственного освещения. К примеру, профессиональные операторы зачастую используют отражающий солнечный свет, подставляя лист любого белого материала со стороны противоположной направлению света.
- цифровые эффекты, имеющиеся в современных камерах, не используются для проведения процессуальной видеосъемки.
Однако, дополнительные опции, имеющиеся в цифровых камерах могут оказать неоценимую помощь. Попытаемся проанализировать данные функции.
Функция баланс белого. Это функция записи, которая позволяет сохранять естественный цвет снимаемого объекта при любых условиях съемки. 
Функция BLC (компенсация яркого света) Например, съемка осуществляется напротив освещенного окна, т.е. в контровом свете. При обычной съемке лицо снимаемого человека видно не четко, функция BLC высвечивает лицо без дополнительного источника света. Иными словами ситуация яркого фона возникает, когда:
- снимаемый человек одет в белую или блестящую одежду и находится на ярком фоне; 
- лицо человека слишком темное, чтобы различить его черты.
- объекты съемки находятся на открытом воздухе на фоне облачного неба;
- источники света слишком яркие;
- объект находится на фоне снега. 
Функция Night Capture режим ночной съемки, позволяющий снимать в полной темноте.
Функция Slow Shutter устанавливает желаемую скорость затвора камеры. При использовании данной опции можно сделать изображение объекта более ярким. Она незаменима при съемках в сумерках, когда ночная съемка еще не эффективна, а обычная уже не приемлема. Однако здесь надо учитывать, что применение данной функции немного искажает картинку, т.е. делает ее более размытой, но более яркой. 
Функция PROGRAM AE. Режимы функции PROGRAM АЕ позволяют установить скорость затвора и диафрагму, соответствующие типу снимаемой сцены. Это дает вам возможность творчески управлять глубиной резкости.
Режим AUTO (АВТОМАТИЧЕСКИЙ) Автоматический баланс между объектом съемки и фоном. Предназначен для использования в нормальных условиях. В зависимости от снимаемой сцены, скорость затвора автоматически изменяется от 1/50 до 1/250 секунды
Режим SPORT (СПОРТ) Предназначен для съемки быстро движущихся людей или объектов.
Режим PORTRAIT (ПОРТРЕТ). Предназначен для того, чтобы сфокусироваться на объекте съемки, расположенном на переднем плане, оставив фон не в фокусе. Режим ПОРТРЕТ наиболее эффективен при съемках на открытом воздухе. Скорость затвора автоматически изменяется от 1/50 до 1/1000 секунды.
Режим SPOTLIGHT (ПРОЖЕКТОР). Предназначен для правильной экспозиции сцены, в которой освещен только объект съемки, а вся остальная часть сцены не освещена.
Режим SAND/SNOW (СНЕГ/ПЕСОК). Предназначен для съемки в условиях, когда люди или предметы выглядят темнее фона из-за отражения света от песка или снега.
Режим High S. SPEED (ВЫСОКАЯ СКОРОСТЬ ЗАТВОРА). Предназначен для съемки быстро движущихся объектов, таких, как люди, играющие в гольф или теннис.
Таким образом, грамотное применение дополнительных средств фиксации, каким является видеосъемка, способствует более успешному решению задач уголовного судопроизводства. 

Категория: Материалы, посвященные проблемам криминалистики | Добавил: medved (26.08.2009)
Просмотров: 6514 | Теги: видеосъемка, расследование, видеосъёмка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]