Приветствую Вас, Гость

Осмотр места происшествия по делам о кражах автотранспортных средств, совершаемых ОПГ
Осмотр места происшествия по делам о кражах автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами.

Успешное, а главное быстрое раскрытие любого преступления, в значительной степени зависит от своевременной и умелой организации работы по осмотру места происшествия.
Осмотр места происшествия - самостоятельное следственное действие, которое носит неотложный характер, и «состоит в непосредственном изучении следователем и другими участниками осмотра обстановки места происшествия, в обнаружении, фиксации и изъятии следов и других вещественных доказательств в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела» . От того насколько своевременно и качественно будет проведен осмотр места происшествия, во многом зависит успех всего дальнейшего расследования, причем фактор неотложности производства данного следственного действия, имеет первостепенное значение. Именно поэтому уголовно-процессуальное законодательство (ст.178 ч.2 УПК РСФСР), ставит осмотр места происшествия в привилегированное положение от других следственных действий и предписывает: в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. В этих случаях, при наличии к тому оснований, уголовное дело возбуждается немедленно после проведения осмотра места происшествия.
«Место происшествия - это тот фрагмент пространства, в пределах которого произошло какое-либо юридически и криминалистически значимое событие» . При расследовании краж автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами, осмотр места происшествия во многих случаях, позволяет уяснить характер и сущность происшедшего события; обнаружить и исследовать доказательства, устанавливающие: событие преступления, способ его совершения и виновность определенных лиц; условия и причины, способствовавшие совершению преступления. Эффективность решения указанных задач находится в прямой зависимости от качества соблюдения общих положений тактики осмотра. К ним относят: а) неотложность осмотра; б) его объективность, полноту и всесторонность; г) целеустремленность и плановость осмотра; д) использование при этом специальных познаний и технико-криминалистических средств; е) соблюдение криминалистических правил обращения с изымаемыми и исследуемыми объектами; ж) единое руководство следственным действием .
 В контексте рассматриваемого вопроса, для выявления особенностей данного следственного действия, представляется необходимым, выделить три основных направления работы следственно-оперативной группы при осмотре места происшествия: осмотр места происшествия, места обнаружения автотранспортного средства и осмотра прилегающей территории.
При выявлении особенностей расследования краж автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами, следственно-оперативная группа позволяет сосредоточить усилия на выборе основных направлений работы на месте происшествия, которые определяются тактическими правилами, дающими следователю выбор в последовательности поиска возможных следов, организации взаимодействия между различными службами. При расследовании краж автотранспорта целесообразно использовать тактические приемы осмотра исходя из конкретных обстоятельств дела. В тех случаях, когда необходимо провести осмотр места, с которого было похищено автотранспортное средство, максимально положительный эффект, как показывает практика, достигается при использовании тактического приема - осмотра от периферии к центру (концентрического), т.е. начиная с прилегающей территории, вокруг предполагаемого места стоянки автотранспортного средства. Если осмотру подлежит сам автомобиль, то осмотр лучше всего начать с него, как с объекта являющегося важным источником доказательственной информации, т.е. от центра к периферии (эксцентрический). Основная задача осмотра сводится к тому, чтобы установить, откуда прибыли преступники, их количество, использовали ли они другое транспортное средство, какова его модель, каким способом проникли к месту стоянки автотранспортного средства, в каком направлении скрылись. В некоторых случаях по способу проникновения к месту хранения автомобиля можно судить о профессиональных навыках преступников. Определяя границы территории, подлежащие осмотру, следует учитывать характер совершенной кражи, особенности осматриваемого места (объекта), наличие следов, предметов и их взаимное расположение. Следователю вначале необходимо определять место сосредоточения основных следов и обратить на это внимание членов следственно-оперативной группы с целью более тщательного исследования отдельных объектов. При этом особое внимание обращается на следы обуви, на протекторы колес транспортных средств, выясняется, был ли автомобиль накрыт брезентом; охранялся ли данный объект; где находился сторож в предполагаемое время совершения преступления. Какие имеются механические преграды, препятствующие совершению кражи (ворота, забор, шлагбаум и т.п.); каким образом осуществляется въезд и выезд на стоянку. Усилия следственно-оперативной группы сосредотачиваются на поиск тех предметов, которые могли быть орудием преступления.
В дальнейшем целесообразно осматривать не только прилегающую к объекту территорию, но и пути подхода (подъезда) к нему, отхода от него, т.е. ближайшие улицы, обочины дорог, перекрестки. Это даст возможность обнаружить следы похищенного транспортного средства, по которым нередко удается определить направление его движения, возможное место стоянки автомашины, которую использовали преступники в качестве технического средства при совершении кражи. 
Детальный осмотр места происшествия осуществляется после непосредственного изучения всей обстановки происшедшего события. Таким образом, обеспечивается не только обнаружение и сохранность имеющихся следов, но и последовательность осмотра. При этом необходимо установить: действительно ли стоял автомобиль на том месте, которое указывает потерпевший, если стоял, то где конкретно. Основное внимание уделяется поиску следов, дающих возможность получить представление о способе завладения автомототранспортным средством, количестве преступников и направлении, в котором они скрылись. На открытых стоянках, в местах предполагаемого нахождения автотранспортного средства целесообразно изымать образцы грунта, частицы асфальта, вещества химического, биологического и растительного происхождения, которые могут быть использованы при последующих экспертных исследованиях.
Результативность осмотра объекта (гаража, бокса), из которого было похищено автомототранспортное средство, увеличивается при участии в нем владельца (водителя), который может дать информацию о нарушениях обстановки, передвижениях предметов внутри гаража или около него, о похищенных предметах и вещах. Осмотр такого объекта следует начинать от центра к периферии, потому что основная масса следов, находится именно внутри гаража. Передвигаться необходимо вдоль стен, осматривая окна, двери, прикрепленные к стенам или установленные около них стеллажи и иные предметы. Поскольку личные гаражи, как правило, небольших размеров, то преступники могут касаться стен и других выступающих предметов, на которых остаются микрообъекты от одежды, либо обуви. На преступниках также могут оставаться следы - наслоения от штукатурки, следы горюче-смазочных материалов. Не менее тщательно обследованию подлежат и другие участки внутри хранилища - пол, потолок. 
По окончании внутреннего осмотра гаража следует перейти на внешнюю сторону хранилища, обращая особое внимания на его конструктивные особенности: расположение дверных, оконных проемов, надежность запирающих устройств и т.д. Наружное обследование объекта, проводится с целью выявления наиболее уязвимых мест, в том числе путей проникновения, произведенные разрушения. Данная информация необходима в дальнейшем для выдвижения соответствующих версий.
Изучая следы в комплексе, можно выделить признаки, которые могут свидетельствовать о совершении кражи группой лиц. К таким признакам относятся:
1.Различные следы обуви (их количество, размер обуви, рисунок протектора на подошве т.п.), данные следы были обнаружены в 37,6% случаев из числа изученных архивных уголовных дел ;
2.Оставленная, утерянная преступниками одежда (перчатки, носовые платки, шарфы, шапки и т.п.) - 12,6;
3.Окурки отличающихся маркой, размерами и т.п. - 17,3;
4. Различные следы пальцев рук (в первую очередь их локализация и положение относительно друг друга) - 4,4;
5. Характер повреждений на исследуемых объектах (отличные друг от друга трасологические следы, невозможность взлома преграды без участия третьих лиц и т.п.) - 13,6;
 6.Различные следы использованного преступниками автотранспорта (того на котором прибыли преступники, либо с помощью которого совершили кражу) -14,5%.
Указанные признаки кладутся в основу выдвижения версии о совершенном преступлении группой и в последующем, при проведении иных следственных действий, требуются дополнительные сведения, подтверждающие или опровергающие данную версию. Иногда, на месте происшествия, при изучении следов взлома гаража указанные признаки могут проявляться в совокупности.
Осмотр автотранспортного средства является разновидностью следственного осмотра и осуществляется по тем же правилам, что и осмотр места происшествия. Как справедливо отмечается В.И.Жулевым и В.Г.Баяхчевым, наибольшую ценность представляет осмотр обнаруженной машины, так, как на ее деталях чаще всего остаются следы преступника . Так, согласно нашему исследованию 73,9% следователей подтвердили важность осмотра автотранспортного средства именно на месте его обнаружения.
Осмотр обнаруженного автотранспортного средства необходимо начинать с обзора окружающей обстановки. Если транспортное средство обнаружено на проезжей части дороги с интенсивным движением, необходимо принять меры безопасности для участников осмотра. Для этого оградить объект осмотра от доступа посторонних лиц и не создавать помех дорожному движению, откатив автомобиль в более спокойное место, зафиксировав при этом в протоколе осмотра основные положения рычагов, показания приборов, следы на кузове и в салоне автомобиля. На прилегающей территории следует искать следы перемещения транспортного средства, его демонтажа, замены отдельных узлов (частей, агрегатов), номерных знаков и т.п. Особенно тщательно исследуется место вокруг автомобиля. Здесь можно обнаружить следы обуви, различные предметы, оброненные, оставленные умышленно преступниками окурки, следы применения слесарных инструментов, частицы краски и т.п. При этом следователь должен попытаться определить, почему преступники оставили автотранспортное средство именно в том месте, где оно было обнаружено. Ответ на этот вопрос может быть найден при соотношении обнаруженных следов с общей обстановкой места происшествия. 
Осмотр автотранспортного средства позволяет получить информацию о том, где, в каком состоянии, сколько времени после совершения кражи, транспортное средство находилось в месте его обнаружения; предполагаемый маршрут движения преступников к автотранспортному средству; способы их проникновения в автомобиль. Вероятность обнаружения различных микрообъектов (кровь, слюна, волосы и т.п.) при осмотре автотранспортного средства очень велика. Данная работа требует особого внимания и специальной подготовки. Осмотр обнаруженного автотранспортного средства целесообразно осуществлять с участием специалиста, иначе все имеющиеся микрообъекты могут быть безвозвратно утеряны для следствия. 
Осмотрев прилегающую территорию, и зафиксировав основные ее положения в протоколе осмотра, следователь приступает к общему осмотру кузова и кузовных принадлежностей (стекол, зеркал, капота, багажника); государственных регистрационных знаков; бамперов; осветительных приборов, колес; молдингов; колпаков и других частей автотранспортных средств. Выясняется характер и происхождение обнаруженных повреждений. Затем, обследуется салон (кабина) автотранспортного средства: двери, панель приборов. Необходимо обязательно указывать показания спидометра, количество бензина в баке (это необходимо для определения дальности перемещения автотранспортного средства, времени его нахождения в данном месте, возможном маршруте следования преступников).
 Осмотру подлежат: рулевое колесо, замок зажигания, рулевая колонка, рукоятка переключения передач, кресла и чехлы на них, ящик для перчаток, аудиоаппаратура, стекла, коврики, педали управления, обивка салона и ниша перед задним стеклом. Местами поиска микрочастиц и микроследов, в первую очередь является салон автомобиля. Это: ручки дверей, подлокотники, пепельницы, рычаги и педали управления автомобилем, зеркала внутри и снаружи автомобиля, ручки настройки аудиоаппаратуры, аудиокассеты и упаковка к ним, регулировочные рычаги кресел. Особенное внимание следует уделять автомобильным креслам. Если на них есть чехлы, то они подлежат изъятию с целью последующего исследования на предмет обнаружения микрообъектов. С этой же целью целесообразно изъять образцы почвы на педалях управления автотранспортным средством. Осмотру подлежит также содержимое багажника, состояние основных узлов и агрегатов транспортного средства. В завершении фиксируются идентификационный номер автомобиля, номера кузова (кабины) двигателя, шасси. 
В спешке преступники иногда не придают особого значения следам, которые внешне не очень заметны. К ним мы относим микроследы, микрочастицы, а также одорологические следы. Методика их обнаружения, сохранения подробно изложена в криминалистической литературе .
Следует также обратить внимание на такие следы, которые наиболее часто подвергаются скрупулезному изучению при расследовании краж автотранспортных средств. В первую очередь речь идет о следах, которые были оставлены в гаражах из которых похищается автотранспорт и прилегающей территории:  
- следы от механических орудий, с помощью которых осуществляется взлом (отщепы, металлическая стружка, частицы краски, деформация металла, определяемая при специальных исследованиях, и т.п.);
- следы, оставленные преступником (грязь, пыль, волокна ткани, микрообъекты биологического происхождения и др.);
- следы, обнаруженные на преступнике (горюче-смазочные материалы - масло, бензин, случайно попавшие на одежду, волокна от чехлов сидений и т.д.).
Во вторую очередь осмотру подвергается прилегающая территория (не только вокруг гаража, но и место обнаружения автотранспортного средства). В таких случаях дополнительно следует обращать внимание на поиск:
- следов почвы, растений на одежде и обуви подозреваемых;
- следов наслоения и отслоения, объемных следов, обнаруженных на месте, оставленных автомобилем или обувью подозреваемых.
При обследовании салона автомобиля могут быть также обнаружены следы:
- пальцев рук, загрязнений рулевого колеса и рулевой оплетки, следы почвы на педалях управления;
- следы, оставленные преступниками на различных объектах, в том числе завалившихся между сиденьями (спички, сигареты, мусор из кармана, обрывки бумаги и т.п.);
- следы одорологического происхождения (на сиденьях, рулевом колесе, рычаге переключения скоростей и т.д.);
- следы биологического происхождения (кровь, слюна, моча, пот и пр.).
Зная механизм образования указанных и подобных им следов, можно предположить места их обнаружения и определить способы изъятия.
Доказательственное значение осмотра места происшествия по кражам автотранспорта, как подтверждает анализ практики составления протоколов этого следственного действия, резко снижается из-за недостатков в процессе оформления его результатов. Даже тогда, когда осмотр места происшествия проводился следственно-оперативной группой, допускались серьезные просчеты в тактике его производства. Типичные из них мы объединили в отдельные группы. Некоторые недостатки повторялись в различных протоколах осмотра места происшествия, поэтому их абсолютное количество увеличивалось, вместе с тем в процентном соотношении данную картину можно представить следующим образом:
- неполное описание обстановки места происшествия -72,2%;
- отсутствие должной последовательности при описании места происшествия - 32,4%;
- неточное или неполное описание обнаруженных следов, а также других вещественных доказательств - 43,8%;
- не были изъяты обнаруженные и описанные в протоколе вещественные доказательства - 12,6%;
- не осуществлялись необходимые в подобных случаях измерения - 79,3%;
- не производилось фото-, видеосъемка места происшествия - 84,4%;
- фотографирование проводилось, но снимки отсутствовали или были неудовлетворительными по качеству - 87,2%;
- не составлялись или были неудовлетворительными по качеству планы и схемы - 56,5%.
Многих недостатков можно было избежать, если бы в осмотре места происшествия принимал участие техник-криминалист. Следователю, как и работнику органа дознания, не всегда удается совместить деятельность по поиску следов на месте происшествия с их фиксацией, а тем более - своевременным и полным изъятием обнаруженного. Специалист, кроме того, может помочь следователю зафиксировать обстановку места происшествия, правильно описать те или иные объекты, обратить внимание на поиск слабовидимых следов и т.п.
 Опрос практических работников органов внутренних дел свидетельствует, что без помощи эксперта или специалиста при осмотре места происшествия 60,9% следователей и 57,1% оперуполномоченных испытывают большие затруднения, так как требуется выполнить совокупность действий: обнаружить, зафиксировать и изъять имеющиеся следы преступления. Поэтому в тех случаях, когда при осмотре места происшествия специалист отсутствует, в комплект унифицированного чемодана следователя рекомендуется включать подборку справочной литературы по поиску и изъятию вещественных доказательств .
Таким образом, осмотр места происшествия по делам о кражах автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами является не только источником получения доказательственной информации, но и служит основой для построения следственных и криминалистических версий относительно характера происшедшего события, лиц совершивших кражу, способа совершения преступления и других обстоятельств имеющих значение для расследования данного вида преступлений.

Категория: Материалы, посвященные проблемам краж и угонов автотранспортных средств | Добавил: medved (26.08.2009)
Просмотров: 16988 | Теги: кражи автотранспорта, осмотр | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]